Рассказ по картинке и еще 2 игры для развития речи – на каникулах

Чем занять ребенка на каникулах? Игры для развития речи. Как научить ребенка писать сочинения. Начались триместровые февральские каникулы — и мало кто из учеников начальной школы не получил на эту неделю домашнего задания. Иногда это строчки, упражнения и параграфы, а иногда указание «повторить пройденное».  В последнем случае вам повезло, ведь закреплять полезные навыки можно в игре. Предлагаем три игры со словами, которые помогут пополнить словарный запас, научиться составлять рассказ по картинкам и даже писать сочинения.

Рассказ по картинке

Составление рассказа по картинкам — один из способов развития речи ребенка и подготовка к школе. На тестировании при поступлении в школу тоже обычно просят составить рассказ по картинке. В дальнейшем этот навык поможет научиться писать сочинения. Потренироваться в умении составлять рассказы можно с помощью семейной игры.

Вам понадобится:

  • старые книжки с картинками или альбомы с фотографиями
  • старые учебники по истории искусств
  • конверты от грампластинок
  • журналы по искусству и о природе
  • бумага и карандаш
  • Подготовьте произвольную подборку картинок или фотографий из разных источников. Лучше всего подходят те, где запечатлена какая-нибудь сценка или человек, который что-то делает, или группа людей либо предметов. Картинки можно заламинировать — тогда они прослужат не один год.
  • Перед началом работы попросите детей выбросить из головы все посторонние мысли. Объясните, что они могут писать что угодно, не задаваясь вопросами «как» и «зачем». Покажите им одну картинку и попросите написать обо всем, что придет в голову. Пусть их не волнуют грамматика, орфография и порядок слов. Пусть они представят, что мысли, витающие в их головах, просто приземляются на бумагу.
  • Когда дети запишут ассоциации, вызванные картинками, задайте несколько наводящих вопросов. Это заставит их глубже вникнуть в придуманную историю. Вот несколько вопросов, которые можно задать к любой фотографии.
    • Где сделан снимок и кто там живет?
    • Что происходило прямо перед тем, как был сделан снимок? А сразу после этого?
    • Кто сделал снимок и зачем?
  • После выполнения задания дети могут сравнить свои мысли и истории. Кроме того, они могут использовать детали и костяк истории по картинкам для создания более длинных и сложных сочинений.

Варианты игры

  • Используйте старые семейные фотографии, сделанные до рождения ребенка.
  • Поиграйте в детективов! Дайте детям пять фотографий и скажите, что все они связаны между собой, а затем попросите написать рассказ, в котором объясняется, как связаны и почему.
  • Попросите детей нарисовать картинки. Потом раздайте их случайным образом и попросите каждого сочинить рассказ по той картинке, которая ему досталась.

Правда или вымысел?

Эта увлекательная групповая игра учит детей рассказывать правдивые и вымышленные истории так, чтобы они были как можно более реалистичными и правдоподобными. Чтобы разгадать, что перед ними — правда или вымысел, дети должны задуматься, какие детали придают повествованию убедительность. Кроме того, игра побуждает внимательно слушать других детей, чтобы понять, в какую историю хочется поверить, а в какую нет.

Эта игра не только тренирует умение распознавать, где правда, а где фантазия, но и учит выстраивать убедительные, захватывающие истории — неважно, выдуманные они или нет.

Вам понадобится:

  • бумага и карандаш
  • Для этой игры лучше, если дети не слишком хорошо знакомы друг с другом. Для начала попросите игроков разделить лист бумаги на две колонки. Одну озаглавьте «Правда», другую — «Вымысел». Затем попросите детей кратко изложить в соответствующей колонке три правдивые истории из жизни и три вымышленные. Перед началом игры найдите каждому тихий уголок, где ребенок может порепетировать свое выступление.
  • Первый участник выбирает одну из своих историй и рассказывает вслух. Он должен делать это как можно убедительнее, с яркими деталями. Когда он закончит, слушатели по очереди высказывают свое мнение — правда это или вымысел — и обосновывают его. В идеале группа приходит к единому мнению, а потом рассказчик раскрывает секрет.
  • Дети могут обсудить, почему они приняли то или иное решение. Потом вместе с рассказчиком они разбирают, какие приемы построения убедительной истории сработали, а какие нет.
  • Когда обсуждение закончится, наступает очередь следующего рассказчика. Посоветуйте детям использовать во втором раунде игры то, чему они научились в первом. Игра заканчивается тогда, когда каждый игрок расскажет по одной истории. Если хотите, можете пойти по второму кругу.

Идеи

  • Устройте игру «Правда или вымысел?» на праздновании дня рождения.
  • Используйте эту игру, чтобы помочь детям привыкнуть к новому коллективу и ближе познакомиться друг с другом. Дети в непринужденной обстановке учатся работать сообща и кое-что узнают о жизни своих новых друзей.

Заполни пропуски

Эта простая и веселая игра — хороший способ потренироваться в написании сочинений и пополнить словарный запас. Дети вставляют в историю пропущенные слова, давая волю воображению. В такую игру интереснее играть группой, потому что тогда возникает куча самых разных вариантов.

Вам понадобится:

  • распечатанные листки с канвой истории
  • бумага и карандаш
  • Во время подготовки взрослые или старший ребенок сочиняют канву истории, исключая важные подробности, персонажей и описания и оставляя вместо них пробелы. Чтобы ребенок мог легко вставить недостающие слова, в истории должно быть достаточно надежных подсказок.

Пример канвы рассказа (он может быть намного сложнее)
Саша проснулась рано утром и решила отправиться в путешествие на поиски ______. Она надела _____ блузку и ______ брюки.
Съев на завтрак _____, она была готова к приключениям. В начале своего путешествия Саша наткнулась на _____, которая делала большой _____. Ей стало любопытно, что там, за поворотом, и она продолжила путь. Вскоре она прошла по полю _____ и с удивлением увидела ______. Саша сказала: «___________» — и бросила ¬¬¬______ в рюкзачок. Когда она дошла до ______, она съела свой походный обед из ______, а затем ради интереса взобралась на ______. Когда солнце стало клониться к закату, Саша с восторгом обнаружила ______, который выглядел как ______, на ощупь был как ______ и пах как ______. Она решила взять ______.
По пути домой Саша думала о том, каким ______выдался этот день.

Вот картинка, которую шестилетняя Ли нарисовала к своей истории по этой канве

  • Прочитайте канву рассказа и попросите детей заполнить пропуски. Посоветуйте не спешить и не вставлять наиболее очевидный вариант.
  • После заполнения всех пропусков прочтите историю вслух и спросите, не хочет ли ребенок заполнить пропуски еще раз. Он будет в восторге, увидев, какие разнообразные истории получаются из одной и той же канвы.
  • Если вы занимаетесь с группой и каждый из детей сочинил свою историю, можно обсудить их сходства и различия.

Варианты игры

  • Сделайте сборник историй с пропусками и играйте с детьми перед сном, во время долгих поездок или на праздниках.
  • Попросите детей нарисовать иллюстрацию к получившейся истории.
  • Возьмите потрепанный сборник рассказов или сказок, вычеркните по несколько слов на каждой странице и попросите детей заполнить пропуски. Будет забавно посмотреть, как изменится та или иная история.